Смог бы «Титаник» уцелеть, если бы он был меньше?
В то время это был самый большой корабль, и он считался непотопляемым. Но через несколько дней после выхода в свое первое плавание в тысяча девятьсот двенадцатом году «Титаник» исчез под волнами северной Атлантики. Из более чем двух тысяч двухсот пассажиров и членов экипажа в ту ночь выжили лишь семьсот шесть. Но что, если бы «Титаник» был намного меньше? И правда ли, что размер айсберга имел значение? Было ли правильным в последнюю минуту менять курс корабля в попытке избежать столкновения? Эти три вопроса заставляют нас задуматься: а что, если?..
«Титаник» считался инженерным чудом своего времени. Спроектированный Томасом Эндрюсом для британской судоходной компании White Star Line, он имел чуть более двухсот семидесяти метров в длину и пятьдесят три метра в высоту. На нем было восемьсот сорок кают, бассейн, корт для игры в сквош, тренажерный зал и две столовые. Но именно под палубой можно было найти одну из его самых впечатляющих функций. Корпус «Титаника» был разделен на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Как минимум четыре отсека могли принять воду в случае пробоины, а остальные двенадцать должны были удерживать поврежденный корабль на плаву. Именно благодаря этим отсекам корабль и считался «непотопляемым».
Филип Фрэнк, вице-президент White Star Line, заявил: «Нет никакой опасности, что „Титаник“ может затонуть. Он непотопляем, и пассажиры не почувствуют ничего, кроме небольших неудобств». Но четырнадцатого апреля тысяча девятьсот двенадцатого года «Титаник» столкнулся с айсбергом. Когда лед пробил корпус корабля, несколько из отсеков разорвались, и через два с половиной часа «Титаник» пошел ко дну. Определил ли размер айсберга, в который врезался «Титаник», его судьбу? Что, если бы этот айсберг был меньше?
Айсберги бывают самых разных форм и размеров. Это куски льда, которые откалываются от ледников и шельфовых ледников в Арктике и Антарктике и плавают по океану до тех пор, пока не растают. Один из самых высоких айсбергов, который обнаружили в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году, был сто шестьдесят восемь метров в высоту! Практически как монумент Вашингтона! Представьте, что врезаетесь во что-то такое же большое. Однако айсберги поменьше могут оказаться не менее опасными. Некоторые из них размером с дом называются кусочками. Другие размером с автомобиль называются гроулерами. Обнаружить их гораздо труднее, и преодолеть их может быть весьма затруднительно. Несмотря на небольшой размер, они могут наносить судам большой урон.
Айсберги всегда больше, чем кажутся: большая их часть обычно скрывается под поверхностью океана. Под водой может находиться более восьмидесяти процентов объема айсберга! Большую часть его острых, зазубренных краев не видно. А подойдя слишком близко, вы рискуете повредить корпус корабля. Вполне возможно, что удара меньшего айсберга под тем же углом все равно могло быть достаточно, чтобы потопить «Титаник». И если бы айсберг был больше, его могли бы заметить раньше, и у «Титаника» было бы время изменить курс и избежать столкновения.
Но отсутствие этого айсберга не гарантировало бы безопасность «Титаника». Лайнер двигался по опасному участку Атлантики — Аллее Айсбергов. Она находится в четырехстах километрах к востоку и юго-востоку от Ньюфаундленда, Канада. За одним айсбергом мог плыть другой. И еще один. И экипаж должен был быть очень внимательным, чтобы избежать многих столкновений, а не одного. Корабль поменьше, возможно, лучше подошел бы для этого путешествия. Когда дело доходило до управления, то размеры «Титаника» были проблемой. Он только что покинул док в Саутгемптоне, где едва не столкнулся с другим океанским лайнером «Нью-Йорк», разминувшись с ним всего на полметра! «Титаник» явно не был создан для быстрого маневрирования, и ему требовалось время и пространство для изменения курса.
Впрочем, когда речь заходит о противостоянии кораблей и айсбергов, размер корабля не имеет значения. Пароход «Айлендер» совершал рейсы по Внутреннему проходу на Аляске. Летом тысяча девятьсот первого года он столкнулся с айсбергом, пробившем дыру в его носовой части. Судно затонуло не сразу, и экипаж пытался направить его в безопасное место. В итоге его носовая часть полностью погрузилась в воду, а корма, наоборот, поднялась. Скоро корабль затонул. Из ста шестидесяти восьми пассажиров и членов экипажа выжили сто двадцать восемь. Также было потеряно три миллиона долларов золотом. Длина корпуса «Айлендера» составляла семьдесят три метра, почти четверть размера «Титаника». Так что меньший размер корабля не помог при столкновении с айсбергом.
В пятьдесят девятом году появилось судно «Ханс Хеттофт», которое прозвали «Маленький Титаник», или «Датский Титаник». Он тоже считался самым безопасным кораблем. Его длина составляла восемьдесят три метра, а на борту находилось девяносто пять человек. «Ханс Хеттофт» был спроектирован так, чтобы справляться с большей частью проблем в море. Кроме двойного стального дна, у него была бронированная носовая часть и семь водонепроницаемых отсеков. Разве может такой корабль затонуть? Да. В первом же рейсе тридцатого января, возвращаясь в Копенгаген, судно столкнулось с айсбергом. Когда на помощь прибыло судно «Йоханнес», корабля уже не было видно. Единственным доказательством его существования был спасательный круг, который выбросило на берег в Исландии... через девять месяцев.
И опять меньшие размеры корабля сыграли не в его пользу. Меньший размер «Титаника» не гарантировал бы безопасного плавания в девятьсот двенадцатом году. Последнее «что, если» касается последних минут, когда был замечен айсберг и прозвучал сигнал тревоги. «Титаник» мог попытаться полностью заглушить двигатели. Но тогда ему требовалось бы восемьсот метров, чтобы остановиться. А айсберг находился в двухстах восьмидесяти. Кроме того, «Титаник» мог попытаться избежать столкновения с айсбергом, свернув в сторону. Капитан отдал именно такое распоряжение. Но попытка успеха не имела, и корабль получил глубокую пробоину. А если бы столкновение было лобовым, это сыграло бы какую-то роль?
Вполне может быть. Есть мнение, что это могло бы его спасти. В этом сценарии столкновение ограничило бы повреждение передней части корабля. Так айсберг не прорвал бы корпус по длине, а пробил бы только четыре отсека. Это значит, что остальные отсеки могли бы удержать «Титаник» на плаву. Корабль мог остаться обездвиженным, однако он находился бы на поверхности до прибытия помощи. У парохода «Карпатия» было бы достаточно времени, чтобы добраться до места аварии и спасти всех людей с «Титаника». Один из инженеров лайнера, Эдвард Уайлдинг, сделал аналогичное заявление во время расследования обстоятельств крушения. Он утверждал, что основная часть пассажиров пережила бы лобовое столкновение и что тогда «Титаник», возможно, и не затонул бы.
Но другие с этим не согласны. Специальные перегородки на «Титанике» были спроектированы для защиты корабля от столкновений с другими судами, а не с айсбергами. Эти отсеки смялись бы при ударе, поглотив часть силы, в то время как другой корабль поглотил бы все остальное. Повреждения были бы значительными, но оставшиеся перегородки удержали корабль на плаву. Но айсберг не имеет такого изгиба при столкновении, как другой корабль. Большая часть силы удара досталась бы «Титанику», что привело бы к большему его повреждению. А что еще хуже, удар пришелся бы по всей длине корабля. Заклепки лопнули бы, швы не выдержали, отсеки затопило, и корабль затонул бы быстрее, а выживших было бы еще меньше.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем ответы на наши вопросы. Какой бы трагичной ни оказалась судьба «Титаника», это привело к изменениям, которые сделали плавание более безопасным. В девятьсот четырнадцатом году был создан Международный ледовый патруль, отслеживающий айсберги в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах, чтобы суда могли их избежать. В США и Великобритании все корабли обязали иметь достаточное количество спасательных шлюпок, чтобы вместить каждого человека на борту. Регулярные тренировки на спасательных шлюпках стали обязательными. И, наконец, перегородки на кораблях стали делать так, чтобы они не пропускали воду, а днища растянули, чтобы отсеки стали водонепроницаемыми. История «Титаника» — это трагедия, но она помогла предотвратить многие другие катастрофы.