16 человек, чья фамилия стала главной изюминкой в забавной истории

Прошло больше четырехсот лет с тех пор, как в Млечном Пути наблюдали взрыв сверхновой. На это шоу мы опоздали, но вот звезды, которые могут взорваться в обозримом будущем — если они, конечно, еще этого не сделали. На первом месте у нас звезда Южного полушария Э́та Ки́ля. Греческие буквы перед названием созвездия означают степень яркости звезды в сравнении с ее окружением. В тысяча шестьсот семьдесят седьмом году сэр Эдмонд Галлей посчитал Эту Киля седьмой самой яркой звездой в созвездии Киля — буква «эта» седьмая в греческом алфавите.
В семнадцатом веке сэру Эдмонду и его коллегам наша звезда могла показаться не такой уж яркой. Однако современные исследования Эты Киля доказывают, что ее светимость в пять миллионов раз превышает солнечную. Светимость — это термин, который используют астрономы. Он означает не только яркость звезды, а полную энергию, излучаемую астрономическим объектом. Эта Киля излучает в пять миллионов раз больше энергии, чем Солнце. Звезда в сто раз тяжелее и в двести сорок раз больше, чем наш желтый карлик. Это настоящий гигант Млечного Пути! Находится Эта Киля очень далеко — где-то в семи с половиной тысячах световых лет от нас. Но несмотря на это, если она станет гиперновой, то сможет влиять на озоновый слой Земли, выводить из строя спутники и даже вредить космонавтам!
Через сто пятьдесят девять лет после наблюдений Галлея Эта Киля пережила так называемый период Великой вспышки. Ее яркость увеличилась до показателей второй ярчайшей звезды, которую можно увидеть с Земли, но всего на двадцать семь лет. С тысяча восемьсот тридцать шестого по тысяча восемьсот шестьдесят третий год Эта Киля была второй самой яркой видимой звездой после Сириуса. А Сириус находится на расстоянии всего восемь световых лет! С тысяча восемьсот шестьдесят третьего года после нескольких вспышек яркость Эты Киля начала уменьшаться и в итоге вернулась к прежнему показателю звездной величины четыре с половиной. Кстати, астрономам не помешало бы извиниться за запутанную систему звездных величин, но мы вряд ли этого дождемся. Чем ярче звезда, планета или спутник, тем МЕНЬШЕ их звездная величина. Поэтому звездная величина объектов, которые ярче первой звездной величины, равна нулю или отрицательна. Например, звездная величина полной Луны составляет минус тринадцать.
Звездная величина Эты Киля — четыре с половиной, и с Земли ее практически не видно. Но если вы живете южнее Каира в местности без светового загрязнения, вам посчастливится наблюдать эту звезду в безоблачную ночь. Тридцать градусов Северной широты — самая северная точка, из которой можно заметить звезду. И сейчас с Этой Киля тоже кое-что происходит: она снова становится ярче, даже ярче, чем в тысяча восемьсот шестидесятых. Ситуация не из простых. На самом деле Эта Киля — это две звезды, Эта Киля Эй и — а ну-ка угадайте! — Эта Киля Би. Есть еще третья звезда, которая тоже взаимодействует со своим соседками. Нетрудно догадаться, что ее назвали Эта Киля Си.
Эта Киля выглядит как два необычайно огромных газовых облака, которые расширяются со скоростью триста миллионов километров в час, что делает ее самой странной из звезд в галактике. Не забывайте, что она находится на огромном расстоянии от нас — семь с половиной тысяч световых лет! И если в последние семь с половиной тысяч лет с Этой Киля случилось что-то важное, например она взорвалась, нам пока не суждено это увидеть. Всё потому, что электромагнитное излучение Эты Киля до нас еще не добралось. Астрономы внимательно наблюдают за звездой, потому что она может стать гиперновой в любой момент — или уже стала ей пять тысяч лет назад. В таком случае нам нужно подождать еще всего-то две с половиной тысячи лет. Запишу себе в список дел...
В списке тридцати претенденток на статус сверхновой звезды на первом месте у астрономов стоит Ро Кассиопеи. Ро — еще одна буква греческого алфавита, семнадцатая. То есть Ро Кассиопеи — семнадцатая по яркости звезда в созвездии Кассиопея. Кстати, Ро — один из семи известных желтых гипергигантов в Млечном Пути. Еще один гигант в нашем списке! Ро — звезда-гипергигант со звездной величиной четыре с половиной — находится на расстоянии десять тысяч световых лет от нас. Если поместить ее на место Солнца, Ро Кассиопеи растянется до орбиты Марса. И она желтая, а не красная. Красный цвет говорит о более низкой температуре поверхности. Несмотря на размеры, поверхность Ро Кассиопеи такая же горячая, как у Солнца, или даже чуть горячее. Это может означать только две вещи: во-первых, внутри Ро Кассиопеи плавятся атомы тяжелее водорода или гелия, и во-вторых — Ро Кассиопеи вырабатывает намного больше энергии, чем красные гиганты.
В двухтысячном году на Ро Кассиопеи произошел мощный выброс — ее светимость увеличилась на два деления звездной величины после извержения массы, в десять тысяч раз превышающей земную, со скоростью, в четыре раза превышающей звуковую. В этом выбросе астрономы обнаружили следы оксида титана. Это означает, что Ро Кассиопеи вскоре может стать гиперновой. В периодической системе железо опережает титан всего на несколько элементов. Когда формируется железо, процесс плавления прекращается и звезда разрушается. Это может произойти и с Ро Кассиопеи. Точнее, МОГЛО произойти, ведь взрыв, который мы видели в двухтысячном году, на самом деле случился десять тысяч лет назад! Многие астрономы считают, что Ро Кассиопеи уже стала гиперновой, сформировала черную дыру и прекратила свое существование.
А не так давно внимание к себе привлекла звезда Бетельгейзе. Она заметно поблекла: от ее былой яркости осталось всего тридцать семь процентов. Неужели она тоже готовится стать сверхновой? На сегодняшний день Бетельгейзе — самая яркая звезда на всем небе, если измерять инфракрасное излучение. И это важный фактор, если считать Бетельгейзе кандидатом на статус сверхновой... Другое название Бетельгейзе — Альфа Ориона, что возвращает нас к греческому алфавиту. Вы уже прикинули, что Бетельгейзе — самая яркая звезда в созвездии Ориона, верно? А вот и нет. Она на втором месте, а на первом находится Ригель, или Бета Ориона. Но почему так?
Возможно, из-за того, что Бетельгейзе относится к полуправильным переменным звездам. Звучит обидно. Примерно за четырехсотдневный цикл пульсации ее яркость меняется на одну единицу звездной величины, снижаясь от первой звездной величины до второй. Но до сегодняшнего времени Бетельгейзе никогда так резко и стремительно не теряла яркость. Что же с ней происходит? С конца две тысячи девятнадцатого года и до середины две тысячи двадцатого из-за массового выброса яркость Бетельгейзе сильно снизилась. Мировые астрономы срочно принялись за изучение этого явления и вскоре представили поразительные новые данные.
Во-первых, Бетельгейзе находится не так далеко, как мы думали. На самом деле расстояние от нее до Земли составляет пятьсот сорок восемь световых лет. Это на двадцать пять процентов меньше, чем считалось раньше. Во-вторых, диаметр Бетельгейзе уменьшился на столько же по сравнению с прошлыми расчетами. Также выяснилась причина такого сильного снижения ее яркости. Звезда-гигант выбросила облако газа, содержащего магний. Облако заблокировало огромное количество света, который излучала Бетельгейзе, и из-за этого звезда стала казаться более тусклой. А ведь магний в периодической системе расположен недалеко от железа, что может означать лишь одно: Бетельгейзе готовится стать сверхновой. Когда в ней начнет формироваться железо, прекратится процесс плавления. За этим последует взрыв, но к такому Бетельгейзе еще не готова.
Большая часть энергии, которую излучает звезда, — это инфракрасный свет. Это также может означать, что в ее ядре всё еще сгорает гелий, а не вещество, которое может увеличить количество тепла, как, например, углерод. Бетельгейзе в любом случае станет сверхновой, но не в ближайшие сто тысяч лет. Из списка будущих сверхновых звезд ее можно вычеркнуть — время не подходит. Кстати, не путайте Бетельгейзе с «Битлджусом»: первое — это звезда, а второе — фильм, хотя на английском их названия звучат одинаково.
Сверхновая звезда тысяча девятьсот восемьдесят семь Эй привлекла внимание астрономов, когда зажгла Большое Магелланово Облако, которое находится более чем в ста тысячах световых лет от Млечного Пути. Тогда же внимание было приковано к похожей звезде, расположенной ближе к Земле, — Ригелю в созвездии Орион. Может быть, Ригель устроит нам сюрприз и тоже станет сверхновой? Существует парадокс, который называют «проблемой сверхновых», и он напрямую связан с Ригелем. Звезды, масса которых больше семнадцати масс Солнца, не всегда становятся сверхновыми. Например, недавно красная звезда-гигант просто исчезла, так и не превратившись в сверхновую. Такое часто случалось в компьютерных симуляциях, а теперь произошло в реальности.
Масса Ригеля составляет двадцать одну солнечную массу. Другими словами, эта звезда в двадцать один раз массивнее Солнца. Интересно, она станет сверхновой или просто пропадет в черной дыре, которую создаст ее же ядро? Астрономы и физики продолжают изучать динамику поведения гигантских звезд, прочесывая Млечный Путь в поисках сверхновых. Ну а нам на Земле можно только порадоваться, что взрывы сверхновых нам ничем не грозят. Мы живем в мирной галактике, и соседи у нас тихие. Вот только марсианам я бы не доверял/а.