17 эффектных совпадений, которые помогают верить в чудеса

Многим хотелось бы слетать в космос. Потрясающий вид на Землю с одной стороны и пугающая бездна с другой. Звучит здорово, но ваше путешествие может превратиться в кошмар. Нехватка кислорода, плавание в открытом космосе и долгое нахождение в космическом корабле без понимания, когда вы вернетесь домой. Последнее случилось однажды с русским космонавтом. Его пребывание в космосе одно из самых длительных в истории. Тридцатитрехлетний бортинженер Сергей Крикалев провел триста одиннадцать дней на космической станции «Мир». Но это не самое интересное в истории. Путешествие Сергея началось восемнадцатого мая девяносто первого года. В тот день он отправился на станцию «Мир». Двадцатого мая стыковка со станцией была завершена.
Итак, вместе с другим инженером Сергей выполнял свои обязанности. Они несколько раз выходили в открытый космос, обслуживали станцию и проводили научные эксперименты. Когда у тебя есть компания и работа, жить в космосе не так уж сложно. Но ситуация изменилась, когда Сергей должен был возвращаться домой. Согласно плану, миссия была рассчитана на пять месяцев. Новый космонавт должен был прилететь на замену Сергею. Корабль, наконец, произвел стыковку. Но десятого октября на Землю вернулся только один космонавт. Сергей остался один на станции «Мир». Он продолжил работу, будучи единственным бортинженером экипажа. Станция не могла пустовать, нужно было отправить туда кого-то на замену Сергею. Он не был физически готов к такому долгому нахождению в космосе. Но выбора не было. Он не мог покинуть станцию. Прошел месяц. Сергею сообщили, что скоро он может вернуться домой, но произошло то, чего никто не ожидал. Двадцать пятого декабря девяносто первого года Советский Союз распался.
С Сергеем связались и сообщили, что он не может вернуться, поскольку страны, обещавшей привезти его домой, больше нет. В это время в России начался серьезный кризис. Вернуть космонавта домой было невозможно — на это не было денег. Только представьте состояние Сергея. Сотни километров от дома, черный космос, одиночество и никакого понимания, сколько еще придется там находиться. Дни тянулись медленно. Проходили недели. Затем месяц... Было бы проще, если бы нахождение в космосе не вредило здоровью. Но в условиях невесомости тело человека получает серьезный урон. Во-первых, слабеют мышцы. Организм не получает необходимой нагрузки, и мышцы постоянно находятся в состоянии покоя. Это приводит к дистрофии. Да, космонавты ежедневно выполняют упражнения, но их недостаточно для поддержания формы. Помимо мышц, начинают слабеть и кости. Человек ослабевает. Даже после шести месяцев такой жизни космонавту требуется много времени, чтобы восстановиться.
К тому же, в космосе сильная радиация, опасная для человека. Она поступает сразу из нескольких источников. Основной поток идет от Солнца. На Земле от нее нас защищает магнитное поле планеты. Практически весь объем радиации скапливается в верхних слоях атмосферы и не добирается до нас. Накопление радиации в атмосфере тоже плохо влияет на космонавтов. Но худшая из возможных это галактическая радиация. Она исходит от далеких звезд и галактик и производит мощный эффект на все живое, вызывая множество неблагоприятных условий и уничтожая организм на клеточном уровне. В наше время все космические корабли и МКС оснащены щитами, отражающими радиацию. Однако это все равно не обеспечивает полной защиты.
В космосе иммунная система космонавта меняется. Там нет условий, способствующих улучшению иммунитета. Казалось бы, нет ничего плохого в отсутствии бактерий и микробов. Однако защита организма слабеет. Человек становится более уязвимым для микробов, переносимых другим космонавтом. Еще у вас есть серьезные ограничения в еде. Питание в тюбиках содержит меньше полезных витаминов, чем натуральные продукты. Без витаминов организм слабеет еще больше.
Иногда космонавты выходят в открытый космос, что совсем не просто. Скафандр — это большой неудобный костюм. Он сковывает движения и оказывает давление на тело. Работа в космосе может длиться несколько часов. В это время вы сильно потеете. Один из фильтров скафандра может сломаться, и тогда вся жидкость, выделяемая телом, растечется по костюму и достигнет лица. Глаза начнут слезиться, а из-за этого зрение станет нечетким. В ходе миссии в открытом космосе космонавта ожидают тысячи опасностей.
Представьте, что во время ремонта что-то идет не так. Например, ключ соскакивает с болта и улетает. В попытке поймать его, вы неосознанно отталкиваетесь от корабля. Вы ловите болт, но улетаете от корабля. Вам не за что ухватиться, но, к счастью, у вас есть спасательный канат. Впрочем, он тоже может оторваться от скафандра, если вы неправильно его закрепили. Когда канат рвется, ваше тело меняет угол полета. Теперь вы не просто улетаете: ваше тело начинает вращаться. Перед глазами мелькает то Земля, то черная бездна. В общем, вы поняли. Риски серьезные. Но с Сергеем ничего подобного не случилось. Космонавты много тренируются, чтобы подготовиться к любым неприятностям. Они приобретают хорошую физическую форму... и теряют ее в ходе миссии.
Добавьте ко всему психологический фактор. Тело ослабевает, вы не дышите свежим воздухом, не видите друзей и не можете вернуться домой. От космического вакуума вас отделяет лишь небольшая стена. Все это вызывает стресс и вредит нервной системе. К счастью, космонавты проходят серьезную психологическую подготовку. Они умеют сохранять самообладание в самых стрессовых ситуациях. Но если вы один в космосе более шести месяцев и не знаете, когда вернетесь, то можно сильно занервничать. Хорошо, что Сергей не паниковал. Он выполнял повседневные задачи, тренировался и, конечно, скучал по дому. Еще через месяц ответ был прежним: «Мы не можем вернуть вас. Страна в затруднительном положении».
С каждым днем Сергей чувствовал себя хуже. Силы покидали его. Он не был уверен, что выживет. И хотя на станции была капсула для возвращения на Землю, Сергей ей не воспользовался, ведь тогда некому было бы обслуживать станцию. Россия продала места на станции другим странам. Была надежда продать и саму станцию. Значит, Сергей должен был поддерживать ее работу. Его миссия длилась вдвое дольше запланированного. Он провел десять месяцев или триста одиннадцать дней в космосе и установил мировой рекорд. За это время космонавт облетел Землю около пяти тысяч раз и, наконец, получил долгожданное сообщение: он летит домой! Германия заплатила около двадцати четырех миллионов долларов за билет на станцию. Они заменят космонавта. Крикалев сел в капсулу и отправился на Землю. Там множество людей ждали его возвращения. Когда космонавт приземлился, все бросились помогать ему: он выглядел худым и истощенным.
Четыре человека помогли ему вылезти из капсулы и устоять на земле. Ему дали шубу и принесли тарелку супа. Казалось бы, такой полет должен навсегда оставить отпечаток на его жизни, но космонавт был в отличном настроении. Два года спустя он снова полетел в космос и стал первым российским космонавтом, совершившим полет на шаттле НАСА. А еще два года спустя — первым, кто жил на МКС. В две тысячи пятом году он совершил свой шестой и последний полет. Он отправился на МКС, где провел около шести месяцев, и вернулся домой на посадочном модуле. После этого полета он установил мировой рекорд по общему времени нахождения в космосе — восемьсот три дня. Всего десять лет спустя одному человеку удалось побить его рекорд, но это уже другая история.