История из жизни о том, как не надо помогать людям

Писатели
2 года назад

Родители, воспитатели в детском саду и школьные преподаватели учат нас быть добрыми, честными, ответственными и готовыми помогать друг другу. Но как понять, действительно ли человек нуждается в помощи или же просто хочет воспользоваться нашими ресурсами? И самое главное, как, поддерживая своих друзей, близких или просто знакомых, не перейти при этом грань разумного, нанеся тем самым ущерб самому себе?

С разрешения известного психолога и писателя Анны Валентиновны Кирьяновой ADME публикует историю о бескорыстной помощи и ее не самых приятных последствиях.

Саломея Андроникова (слева) и Марина Цветаева.

Прежде чем начать помогать кому-то, подумайте о том, что вы можете вскоре нажить врага. Ну недоброжелателя, скажем мягче. Или попасть в пожизненное рабство. Это быстро происходит. И в некоторых странах на вас могут подать в суд, если вы регулярно помогали человеку и давали ему деньги. Или даровые услуги оказывали. Если вы перестали это делать, этот человек может потребовать продолжить помощь или выплатить ему компенсацию, ведь его положение ухудшилось, когда вы перестали пополнять его бюджет. Вы сами, так сказать, подписались на роль благодетеля. И ваши дары уже внесли в графу «предполагаемый доход». На вас рассчитывали! А вы подвели. Отказались помогать и разрушили планы человека.

Так, поэтесса Цветаева назвала прекращение помощи «свинством». Ей 8 лет помогала Саломея Андроникова: она работала в журнале и часть своего жалованья отдавала Цветаевой, ее мужу и детям. И еще собирала по знакомым деньги для поэтессы, чтобы та могла платить за трехкомнатную квартиру с ванной в Париже и ездить «на океан» отдыхать. Саломея отдавала и свои вещи: пальто, платья, башмаки, диван, стол... А потом грянул кризис, и возможность помогать исчезла. Люди сами еле выживали, какой там отдых «на океане»...

Вот это очень Цветаеву обидело. Весь семейный бюджет строился на этих деньгах. И поэтесса стала называть эти пожертвования «своим иждивением». И брать его за 3 месяца вперед... Настаивать в письмах с курорта: «Пришлите мне мое иждивение, мы сильно поистратились, здесь все так дорого!» А потом назвала прекращение помощи «свинством».

Марина Цветаева (слева) с мужем и друзьями в Праге, 1923 год.

Это типичная история о неоднократной помощи. Сначала благодарят горячо, потом просят, потом требуют, а потом сердятся, если мы больше не можем помогать. Роль Спасателя, Благодетеля незавидна: ее или пожизненно надо играть, или из Спасателя вы быстро превратитесь в Свинью, извините. Обесценится все, что вы сделали прежде. И отказ вызовет такой же гнев, как невыплата зарплаты на работе. Или неотданный долг. Потому что кто Спасатель, тот и должник. Он должен помогать! Это ресурс, на который рассчитывают.

Обесценивается помощь почти сразу. Раз вы помогаете — вам это легко и просто. У вас есть излишки. Это вы не от себя отрываете, вы даете то, что лишнее. Ненужное вам. У вас и так много! Сил, времени, денег, других ресурсов...

Может возникнуть и зависть: у вас есть лишние деньги и диваны! Почему одним все, а другим — чужие объедки? Иждивенец чувствует себя униженным вашей помощью. И в конце концов найдет момент, чтобы обесценить все, что вы делали. Обычно это момент, когда вы разводите руками и начинаете оправдываться, извиняться, что деньги, диваны и башмаки кончились. Простите!

Но они не прощают. Вот что важно помнить, если вы решили оказать помощь: после второй-третьей просьбы надо задуматься о последствиях. О том, что вы добровольно вступили в трудовые отношения, так сказать. И трудиться предстоит всю жизнь. Или вплоть до первых обвинений в «свинстве».

Автор Анна Кирьянова / Яндекс Дзен

Комментарии

Уведомления

Все, кого интересует эта тема и есть желание понять, почитайте книгу Ирмы Викторовны Кудриной "Беззаконная комета". Она всю жизнь положила на изучение биографии Цветаевой, собирая по крохам и перепроверяя информацию. По поводу Ирины в youtube есть прекрасное прижизненное интервью Анастасии Цветаевой, на 93 году жизни она рассказывает, что не было там никакого выбора... А если есть возможность, сходите в музей Цветаевой и пообщайтесь с подлинным знатоком биографии Цветаевой Еленой Данильевой. Никогда Марина не была свиньёй или белоручкой. Она попала в жернова истории. Это величайшая трагедия человеческого бытия. Читайте ее стихи, ее дневники. Там все есть!

-
-
Ответить

Приношу извинения за опечатки и ошибки из-за автоиспрпвления. Специалиста по Цветаевой зовут Галина Данильева. Вот кого надо слушать, а не Юлю Меньшову и вторящего ей автора этой темы.

-
-
Ответить

Люди, вы вот ужасаетесь, что она отдала дочь в приют и осуждаете. А как насчет людей, которые отвечали за детей в приюте? И их ответственности за то, что там дети умирали? От голода, от болезней.

-
-
Ответить

Есть упоминание во многих источниках, что Цветаева получила талоны на питание уже после смерти Ирины благодаря ходатайству литераторов, узнавших о случившемся. Есть также дневники самой Цветаевой, где она описывает свой обычный день с 4 утра в походах то в одну точку выдачи еды по талону, полученному от знакомой, чья дочь на месяц уехала, то получение тарелки супа от соседки, которую она присылала тайком от мужа. При этом Цветаева мучается, кому из детей этот суп отдать, то как она относит вымытую посуду. В каком источнике вы нашли информацию о талонах, которые раздвала другим Цветаева? При этом вспомните, что дом был неотаплиемым , мебель и лестница на чердак в комнату Серёжи давно ушли на дрова... Потому и больную Алю забрала и увезла не домой, а в маленькую прогретую чужую квартирку... Почему в приют отдала? Ей сказала знакомая пара врачей, что этот приют создан для детей красноармейцев на деньги американской миссии, что там не только кормят, но ещё и шоколад дают. Конечно, там было воровство провизии , как и везде, но об этом она узнала уже потом. Что она была не простой человек - это факт. Ей нужна была энергия любви, как ещё она могла писать? Чем может выживать женщина, оставшаяся без состояния, которое экспроприировали с ее счета в банке большевики, муж которой был неизвестно где в белой армии, а из города выезд был только по разрешению властей? Если с рождением Али у нее ещё были деньги, муж рядом, няньки и Бонна, то в 1919 году она одна лицом к лицу с бытом, к которому не приспособлена. Ещё и второй ребенок, вечно голодный и на этой почве отстающий в развитии. Это очень сложная ситуация. Тут не осуждать, а пытаться понять надо. Когда жизнь идёт совсем не так, как мы планируем, все ли мы безгрешны? А тут ещё жернова гражданской войны, тиф, чесотка, голод - все по полной в Москве этого года!

-
-
Ответить

Тут ещё другой аспект, связанный с тем, что все наши поступки идут из семьи, в которой мы выросли. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, была прекрасной пианисткой, ученицей Скрябина, и требовала от своих детей гениальности, из двух дочерей больше любви доставалось Анастасии, от чего Марина очень страдала. Ошибки своей матери, у которой в свою очередь была несчастливая женская судьба, Марина потом повторяла со своими детьми. Марина сама потом напишет, что одному маленькому человечку не хватило любви. И что Ирина, с ее молчанием и отсталостью, может быть, напротив, была гениальна... Если бы все было белым и черным в жизни и каждый выбор давался легко и очевидно! Потому и говорят, что не судите, да не судимы сами будете. Каждому из нас рано или поздно выпадают такие испытания, что многие свои поступки мы считаем потом самыми большими и непоправимыми ошибками. Без любви и понимания творчества Цветаевой все разговоры здесь - стремление поживиться жареными фактами.

-
-
Ответить

Похожее