Хорошо истории про "бедных, но гордых" читаются в подростковом возрасте, когда хочется думать только о высоком, а "низменное" само собой находится в холодильнике.
В данном случае перед Танюшей встал выбор - кому угодить. Нахальной клиенте (готовой оплатить потраченное время) или самоуверенной подруге (ради "счастья" общения с собой оставившей маму без заработка, детей без вкусняшек)) И вот кстати, раз никакого специального формата общения не предусматривалось - погулять по парку, посидеть на одеяле..... - разве нельзя было пообщаться у Танюши дома, пока она бы подшивала это платье? Так что, КТО тут не заметил чужих границ - ещё вопрос.
«Мне нужно платье сегодня». Текст о том, как важно ставить на место тех, кто упорно не замечает границ
— Ой, Танечка, здравствуйте! А я никак не могу вам дозвониться. Мне очень нужны ваши золотые ручки! Я сегодня иду на юбилей к брату, хочу надеть любимое платье, но без привычных каблуков, а оно без них слишком длинное. Нужно подшить — буквально сантиметров 5! — радостно накинулась на нас с подругой незнакомая, но очень ухоженная и шикарно выглядящая женщина.
Дело было прошлым летом. Я приехала в родной городок к маме, вырвалась из дома без детей, чтобы в кои-то веки погулять с подругой спокойно, наболтаться, насмеяться, обсудить все новости. Мы как раз почти вышли к парку, где и собирались сидеть на пледе и есть черешню.
— Хорошо, Ирина, я завтра вам позвоню, и все подошьем, — ответила с улыбкой Танюшка и уже повернулась ко мне, чтобы продолжить путь.
— Нет-нет, Танюша, вы не поняли, мне нужно подшитое платье сегодня! Я через 3 часа выхожу уже! — каким-то слишком самоуверенным тоном ответила женщина.
Таня замолчала на несколько секунд, повернувшись ко мне. Я уже хотела было открыть рот и объяснить женщине, что Таня не может, но вовремя одумалась, что это не мое дело. И сделала вид, что мне надо что-то посмотреть в телефоне.
— Я... не смогу сегодня, — неуверенно начала Таня, — ко мне вот подруга приехала издалека, давно не виделись. Простите, попробуйте в ателье сходить.
— Ой, там я уже была, они сегодня не успеют, даже если заплачу в 2 раза больше, у них там кто-то на смену не вышел, что-то сломалось, в общем, черт-те что. Да и как-то я к ним ходила, они мне все криво сделали. Я, в общем, зареклась.
Я стою и удивляюсь, как эта милая женщина резко взяла не тот тон и давит, когда ей прямо сказали, что неудобно сейчас. И вообще, на юбилей приглашают не за 3 часа до его начала, значит, о том, что нужно подшить платье, она знала давно, сама виновата, что дотянула до конца.
А Таня подозрительно притихла и думает.
— Ирина, я не буду подшивать сегодня платье, я договорилась провести время с подругой.
Ирина явно не ожидала такого ответа:
— Так вот же мой дом, я сейчас вынесу, я уже подколола, до какого места обрезать, — последние слова она уже говорила медленнее, осознав Танин ответ.
И потом так грозно: «Значит, вот как вы относитесь к своей работе и постоянным клиентам!» Отвернулась и пошла.
Таня выдохнула, продолжила наш путь, но, помрачнев, сказала: «Я только что потеряла самую главную клиентку. Наверное, надо было согласиться, это ж всего работы минут на 40. Ты бы меня простила?»
Я шла и молчала. Я гордилась подругой. Прекрасно понимаю ее чувства. Она живет в маленьком городке, работает за двоих, одна обеспечивая себя и детей, и такая подработка ей очень кстати. Особенно учитывая высокий статус клиентки. Но как же важно себя уважать и не прогибаться ни под кого, несмотря на возможную прибыль, хорошее отношение и связи, когда с вами разговаривают в таком тоне.
Конечно, тема нашей девичьей болтовни сменилась на обсуждение ситуации:
— Она почти всегда так. Все ей надо срочно, быстро. Сказала, что в ателье готова была заплатить в 2 раза больше, чтобы сделали, а мне так никогда не предложит. Конечно, всегда хвалит, благодарит, но все четко рубль в рубль. А ведь состоятельная дама. У нее фигура нестандартная, покупает дорогие вещи, но почти всегда нужно что-то подправить. Мне повезло, что она у меня есть.
— Думаю, ты поступила правильно, — сказала я, — особенно учитывая вышесказанное. Она тебя совсем не ценит! Думаю, повезло не тебе, а ей.
— Не ценит, но все подгоняет только у меня, — грустно ответила подруга. — Ее заказы самые частые и дорогие, и теперь я лишусь большей части денег от моей швейной подработки.
— Зато ты не лишишься себя, своей ценности и самоуважения! — ответила я.
Мы продолжили нашу прогулку, обсуждая, как важно быть собой, расставлять приоритеты, что это мы транслируем и своим детям.
Через 3 дня сижу на пляже и слышу разговор 2 дамочек.
— И она отказалась, представь себе, — возмущенно говорит одна. — Мужика, что ли, себе нашла? Кто ее и детей содержать будет? Раньше ей всегда деньги нужны были, не отказывала. Надо ж, я про это платье вспомнила уже в последний день. Не влезала в него года 3, а тут похудела. Думаю, надо надеть как раз, так оно к моим глазам подходит. В итоге пошла на каблуках, раз не подшила, измучилась, ноги уже не те, танцевать толком не смогла. Больше никогда ничего ей не понесу, раз носом вертит. Потеряла она своего крупного клиента.
— Дура ты, Ирка, куда же ты теперь пойдешь? Танечка все аккуратно делает, быстро, и не халтурит, и ниточки в цвет подберет, и подгоняет как ловко. Мне в ателье в прошлый так штаны укоротили, что я исплевалась вся. Переделывали 3 раза, чтобы все мне подошло.
— Мало что ли таких, другую найду, — фыркнула Ирка.
О, думаю, та самая, ну и ладно, и не нужны подруге моей такие клиентки. Как будто это она ей одолжение делает, что приносит вещи на подгонку. Если мы, рукодельницы, себя ценить не будем, то и к нам такое отношение будет.
Я уже и забыла про всю эту историю. Но у нее было продолжение.
Лето, я снова в родном городе. Сижу у Тани, пью чай, должна зайти клиентка что-то забрать, но это обычное дело. Звонок в дверь, и на пороге та самая фифа. Я чуть не захлебнулась.
— Танюша, спасибо, как всегда, выручили! Не нарадуюсь, что вы у нас есть. Сколько с меня?
— 400 за юбку и 400 за срочность, — отвечает подруга.
Я в восторге! Чуть не пляшу от удовлетворения. Дама ушла.
— Что это было? — спрашиваю. — Она ж тебя чуть не прокляла тогда.
Оказывается, через пару месяцев после того случая Ирина позвонила и снова попросила что-то подогнать. Она себя вела как ни в чем не бывало, но Таня вывела ее на разговор о том случае.
Сказала, что сожалеет, что не подшила ей платье, но в тот день подруга была важнее работы, и что если бы насчет платья Ирина договорилась заранее, то все было бы хорошо. На что Ирина довольно тепло ответила, что верно, подруги важнее, что понимает, что тоже была довольно резка и сама слишком поздно спохватилась.
— А цена за срочность? — спрашиваю я.
— А я всем клиентам после того случая сказала, что если нужно сделать быстрее, чем за 2 дня, то будет двойная цена. И ты знаешь, никто не отказался, все, кому срочно, спокойно платят! Очень подбодрил меня к действиям наш разговор про самооценку.
Как же мне было приятно, что подруга наконец вышла на новый уровень. Теперь не ей делают одолжение, что выбирают ее (а не ателье), а она! Не раз убеждалась уже, что как только показываешь людям, чего ты стоишь, выстраиваешь личные границы, даешь понять, что с тобой так нельзя, то ничего не теряешь, а только приобретаешь. Больше уважения, больше ценности. И сама себя ощущаешь по-другому. Чего всем и желаю!
ADME публикует этот текст с разрешения автора, рукодельницы Валентины Титовец.
Комментарии
Сказала бы что сейчас у нее выходное время, котрое стоит дороже. Если прямо совсем приспичило, то она может подшить, но по тройному тарифу. Подружка бы посидела рядом, потрындели и за машинкой. И деньги бы не потеряла, и клиентку.
все написанное - чистейшее вранье. Очень напоминает советские сказочки, нечто вроде - детишкам о добром "дедушке Ленине".
Глупость какая то, основными клиентами не разбрасываются. Двойная-тройная стоимость за срочность - это нормально. И почему непременно клиентка должна предлагать? Это дело мастера объявить цену за свою работу. А то такая гордая, вся из себя, вся в личных границах, будет сидеть корки сухие жевать. Или, если выходной, то просто не отвечать на звонки клиентов и все. Тоже можно заранее предупреждать - у меня сегодня, завтра, в эту неделю, месяц год - выходной, трубки брать не буду.
Называется "Сам себе злобный Буратино". В смысле не Татьяна, а клиентка. О работе и её цене надо договариваться заранее. А вот платить лучше только ПОСЛЕ сделанной работы.