Что скрывал человек, который первым побывал на Луне
Нил Армстронг готовился к полету на Луну больше трех лет. Чтобы справиться с микрогравитацией, ему пришлось научиться ходить боком — он пытался ходить по стенам, будучи привязанным и подвешенным под углом. Его физические возможности испытывали жесткими диетами и ограничением сна, а в космосе он ел только говядину и сушеные овощи из пакета. Когда-то космонавтам приходилось тренироваться в пустыне, джунглях, открытом море и среди арктических льдов. Сейчас все намного проще, а в те времена это выглядело примерно так: «давайте мы просто оставим этого парня тут и посмотрим, выживет ли он».
Перед полетом Армстронгу нужно было собрать и изучить образцы горных пород в Гранд-Каньоне, исследовать древние вулканические образования на Невадском испытательном полигоне, посетить газовые и лавовые жерла, озера и кратеры на Гавайях. Двадцатого июля тысяча девятьсот шестьдесят девятого года перед взлетом космонавт плотно позавтракал — он получил стейк, яйца, тосты, сок и кофе. Такую еду врачи называют «высокоусвояемой» — то есть космонавту не пришлось бы вскоре идти в туалет. Через сто девять часов и сорок две минуты Армстронг достиг поверхности Луны в районе под названием Море Спокойствия — он преодолел больше трехсот восьмидесяти шести километров. Можно было бы отправиться в Океан бурь или Центральную бухту, но здесь была хорошая видимость, довольно гладкая поверхность, и сюда можно было легко добраться с минимальным запасом топлива.
Находясь примерно в ста пятидесяти метрах над поверхностью Луны, Армстронгу пришлось вручную управлять космическим кораблем, чтобы не приземлиться в опасный кратер. Полторы минуты он подыскивал подходящее место, прежде чем безопасно приземлиться. После этого он сразу же передал по радио в Центр управления полетами, расположенный в Хьюстоне, штат Техас, знаменитое сообщение: «Орел приземлился». Он спускался по трапу лунного модуля, к кораблю была прикреплена камера, которая снимала его движения. Она же передала сигнал на Землю, где за всем с тревогой наблюдали сотни миллионов людей. Ровно в двадцать два пятьдесят шесть по восточному поясному времени в тот же день Армстронг ступил на Луну и произнес: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
По плану космонавту нужно было хорошо выспаться перед высадкой на Луну, но он решил выйти раньше, потому что не мог заснуть! Если бы Армстронг ступил на Луну без специального противогаза, то почувствовал бы странный запах, затхлый и серный. Но он его все-таки ощутил, когда вернулся в лунный модуль: к его ногам прилипла грязь, и запах распространился по кабине. Армстронг сравнивал его с мокрым пеплом из камина или воздухом после фейерверков. Кто бы мог подумать, что нужно взять ароматическую свечу, отправляясь на Луну? Кроме тех, кто все-таки побывал на Луне, никому не удалось точно узнать, что именно учуял экипаж. Даже во время первой миссии, когда образцы лунной почвы и горных пород были доставлены в герметичных контейнерах в лаборатории: их открыли, а запах исчез!
Армстронг утверждал, что передвигаться по поверхности Луны, «тонкой и порошкообразной», было легко. Через двадцать минут к нему присоединился еще один член команды, их прогулка заняла чуть больше двух часов. За это время Армстронг и его коллега установили на поверхности нашего спутника разные устройства. Одно из них было предназначено для измерения точного расстояния до Земли, определяя, сколько времени потребовалось лазерному лучу, чтобы добраться от Земли до Луны и обратно. Другое измеряло лунотрясения и возможные столкновения с метеорами — это и доказало, что Луна все-таки живая. Самые мощные лунотрясения намного слабее сильных землетрясений, хотя они могут длиться около часа, а это намного дольше, чем на Земле.
Команде удалось собрать больше двадцати килограммов образцов горных пород и почвы. Они сделали много фотографий местности, где установили флаг США. Космонавту даже удалось поговорить по телефону с президентом Ричардом Никсоном, правда, разговор длился меньше минуты. Последним пунктом в списке Армстронга была прогулка к месту, которое сейчас известно как Восточный кратер, в шестидесяти метрах к востоку от лунного модуля. В этой экспедиции космический корабль прошел расстояние, равное почти половине футбольного поля. Когда все задачи были выполнены, Армстронг вернулся в лунный модуль и закрыл люк, чтобы немного поспать. Готовясь к старту, команда обнаружила, что из-за толстых скафандров сломался ключ зажигания взлетного двигателя! «Ничего страшного», — подумали они и вставили в выключатель обычную шариковую ручку, чтобы запустить циклограмму полета.
В тринадцать пятьдесят четыре «Орел» начал набирать высоту. Кроме научного оборудования на поверхности Луны установили мемориальную доску со словами: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле тысяча девятьсот шестьдесят девятого года нашей эры. Мы пришли с миром для всего человечества». Позже Армстронг сказал, что НАСА ограничило время их пребывания на Луне, потому что не знало, как скафандры выдержат местные экстремальные температуры — от ста двадцати семь градусов Цельсия днем до ста семидесяти трех градусов ниже нуля ночью. Но когда Армстронг вернулся на Землю, оказалось, что он подвергся воздействию неизвестных космических частиц. В итоге, его и команду должны были поместить на карантин, как только космический корабль благополучно сел в Тихом океане двадцать четвертого июля.
Именно благодаря карантину космонавтов с «Аполлона-одиннадцать» сегодня на наших кухнях есть микроволновые печи! После возвращения с Луны первые несколько дней команда провела в мобильном карантинном центре. Там были удобные стулья, койки, туалет и душевые, но не было кухни. Обычную духовку или гриль установить было невозможно, к тому же, существовал риск возникновения пожара, поэтому НАСА пришлось подойти к вопросу творчески. Именно так была разработана первая микроволновая печь, которая помогала космонавтам готовить еду не имея полностью оборудованной кухни. Сейчас эта печь хранится в музее в Окленде, Калифорния.
После возвращения на Землю, Армстронг заявил, что больше никогда не полетит в космос, но исследования он не прекратил. В восемьдесят пятом он присоединился к команде «величайших исследователей» Северного полюса и вместе с альпинистом Эдмундом Хиллари, летчиком Стивом Фоссетом и фотографом Патриком Морроу дошел до Северного полюса шестого апреля восемьдесят пятого года. Армстронг заявил, что хочет посмотреть, как он выглядит с земли, потому что видел его только с поверхности Луны! И все же миссия «Аполлон-одиннадцать» стала для космонавта незабываемой, ведь в две тысячи пятнадцатом году Смитсоновский институт узнал, что Армстронг спрятал мешок с мелкими деталями из лунного модуля. В нем был его страховочный трос, несколько фонариков с крепежами, гаечный ключ и оптический прицел, который был установлен над окном Армстронга в космическом модуле. Также в мешке была камера с культовыми кадрами, на которых Армстронг делает свой «маленький шаг» на Луне.
Армстронг хранил мешок много лет, пока его не нашла его вдова Кэрол. Космонавт скрыл это даже от своего официального биографа, который много раз спрашивал, сохранил ли тот какие-то памятные вещи из своей знаменитой экспедиции. Тем не менее, Армстронг не украл эти предметы, а просто хотел этим сказать, что это «куча мусора, которую он хотел вернуть».