Спасибо за интересную статью перед сном)
Как Чехов спровоцировал скандал в обществе, который в наши дни обсуждали бы на всех ток-шоу
Одним из ярчайших светил русской литературы можно уверенно назвать Антона Павловича Чехова. Писатель завоевал славу знатока человеческих душ, умело обличая в своих произведениях людские пороки. Но он никогда не выступал строгим судьей персонажам, а напротив, демонстрировал исключительную терпимость. За это и полюбили его читатели. Тем не менее одно произведение Чехова вызвало бурный скандал.
Мы в ADME решили разобраться в истории, которая приключилась более 100 лет назад с писателем, и попытались выяснить, кто был прав, а кто виноват.
Рассказ Чехова становится сенсацией
В 1891 году Антон Павлович Чехов написал рассказ «Попрыгунья» о даме, которая закрутила роман с художником за спиной супруга-врача. Образы влюбленных предстают перед читателем не в самом выгодном свете: женщина тщеславна и поверхностна, а мужчина со своим томным видом кажется жалким. И только обманутый супруг, любовь которого не ценила героиня, выступает в качестве единственного положительного персонажа.
Это произведение Чехова подняло настоящую бурю в обществе. В адрес писателя полетели неприятные эпитеты, с ним отказались общаться многие знакомые, и даже ходили слухи, что Антону Павловичу грозит дуэль. Казалось бы, почему же писатель вдруг стал провокатором скандала? Что такого в этой истории об адюльтере, если подобных сюжетов в мировой литературе великое множество? Дело в том, что в главных героях романа общественность узнала светскую даму Софью Кувшинникову, которая также была замужем за врачом, и художника Исаака Левитана. Причем оба входили в круг общения писателя.
Обиженный друг Исаак Левитан
Писатель и художник подружились, когда были еще бедными студентами. Их познакомил брат Чехова Николай, который учился вместе с Левитаном. У молодых Исаака и Антона было много общего: оба происходили из провинциальных разорившихся семей и стремились построить карьеру. Молодым людям была свойственна тяга к шалостям: как-то раз они с другими студентами купили у лавочника груду апельсинов и, не уходя с улицы, стали их продавать за копейки, за что попали в участок. Левитану шло на пользу общение со смешливым Чеховым, потому что молодой художник в силу своей чувствительности был подвержен приступам сильной меланхолии.
Были и незначительные ссоры между друзьями. «Таких дураков еще свет не производил!» — кричал легендарный художник в адрес Антона Павловича после того, как Чехов вместе с братом решил подшутить над Левитаном. Во время дачного отдыха братья пробрались в сарай, где спал художник, и напугали его.
Художника и писателя связывала крепкая дружба. Левитан звал Чехова Крокодилом, а сам ходил под прозвищем Левиафан, да еще и «c сердцем в глистах» — так говорил Чехов по поводу тяги друга к любовным похождениям. И вот однажды братья Чеховы приводят художника в салон некой Софьи Кувшинниковой.
Та самая «попрыгунья»
Софья Кувшинникова была владелицей популярного в 1880–90 годах литературно-художественного салона, который располагался в довольно скромной московской квартире. Сама она увлекалась живописью, одну из ее картин даже приобрел известный меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Чехов, который частенько наведывался в салон, прекрасно ладил с хозяйкой и обращался к ней не иначе как Сафо.
Но есть причины полагать, что со временем отношения писателя с Кувшинниковой испортились. Об этом говорит дарственная надпись, которую сделал Чехов в своей книге «Дуэль» для светской дамы: «От опального, но неизменно преданного автора». Вероятно, Антон Павлович по неизвестным нам причинам впал в немилость хозяйки салона. А вот ее отношения с Левитаном развивались совсем по другому сценарию.
Запретный роман
Поначалу замужняя дама Софья Петровна видела в Левитане лишь одаренного художника. А поскольку и сама рисовала, то напросилась к нему в ученицы и прилежно посещала уроки в его мастерской. Однажды она решила отправиться с Левитаном на пленэр (когда живописец работает на природе). Эта поездка изменила отношение женщины к художнику. Она узрела в нем чрезвычайно ранимого молодого человека, который нуждается в ее любви и заботе. При этом Кувшинникову нисколько не заботили людские пересуды.
Когда Чехов уезжал на Сахалин, его провожали Левитан и Кувшинникова как самые преданные друзья. Однако год спустя опубликованный рассказ писателя «Попрыгунья» все испортил. Влюбленные увидели в аморальных героях романа себя, и это им не понравилось. Поговаривали, что Левитан даже намеревался вызвать бывшего друга на дуэль, но передумал. Он прервал общение с Чеховым. А романтические отношения художника с Кувшинниковой продолжались еще около трех лет. Затем Левитан полюбил другую женщину.
Антон Павлович поддает больше жара
Одним махом Чехов выставил на посмешище лучшего друга, растоптал честь дамы, унизил ее мужа-врача. А ведь он всего лишь наделил персонажей своего рассказа такими же профессиями. Некоторые современники писателя допускали, что, возможно, он и не изображал в своем рассказе друга и его возлюбленную. Якобы характеры персонажей не вяжутся с характерами предполагаемых прототипов, их роднит только вид деятельности. Мол, Чехов допустил чудовищную ошибку, сделав обманутого мужа главной героини врачом: будь у него другая профессия, такого скандала не произошло бы.
Сам писатель тоже пытался оправдаться, однако тем самым еще больше оскорбил Софью Кувшинникову: «Вчера я был в Москве, но едва не задохнулся там от скуки и всяких напастей. Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в 20-летней героине моей „Попрыгуньи“... и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником». Также он заявлял: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Позднее Чехов иронизировал над другими писателями, упрекая их в том, что они, изображая ту или иную героиню, «не удержались и описали Софью Петровну».
Реакция обманутого мужа
Как бы ни были оскорблены Кувшинникова и Левитан, больше всех сочувствия у многих вызывает муж Софьи Петровны. Кстати, его на своей картине «Охотники на привале» изобразил другой художник — Василий Перов. Казалось бы, именно Кувшинников должен был поднять скандал из-за явного оскорбления, которое нанесла ему неверная жена. Но он этого не сделал.
Дмитрий Павлович знал о романтической связи Софьи Петровны с Левитаном задолго до публикации рассказа и никак ей не препятствовал. Напротив, он продолжал принимать у себя художника. На «Попрыгунью» Кувшинников тоже никак не отреагировал. Вероятно, он видел в произведении всего лишь художественный вымысел, а не карикатуру.
Чем все закончилось
Примерно 4 года спустя после выхода рассказа «Попрыгунья» писательница Татьяна Щепкина-Куперник заехала в мастерскую к Левитану, где тот пожаловался ей, что страдает из-за разрыва дружбы с Чеховым. Он предпочел бы, чтобы «той самой истории» никогда не происходило. На что гостья, как настоящий миротворец, отреагировала: «Так поедемте!» Художник не долго сопротивлялся, и они отправились к Антону Павловичу.
Писатель встретил их на крыльце своего дома. Они с Левитаном пожали друг другу руки и наконец-то помирились. Уезжая от Чехова на следующее утро, художник оставил записку о том, как он рад возобновлению их дружбы.
Что касается еще одной жертвы скандала, Софьи Кувшинниковой, то она и Чехов больше никогда не общались. Вот только к ней крепко-накрепко привязалось прозвище Попрыгунья. Даже близкие друзья называли так женщину за глаза. Например, кто-то из них мог сказать: «Побывал у Попрыгуньи на обеде».
Что думаете по поводу этой истории вы?
Комментарии
Интересное какое кино.Она изменяла мужу,он спал с замужней женщиной.А виноват во всем оказался Чехов.Причем,даже не назвавший ФИО и паспортные данные прелюбодеев))).Но,как известно,"на вору шапка горит".Неумные любовники сами себя и выдали))))
Оправдался Антон Палыч зачетно))))))." одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в 20-летней героине моей „Попрыгуньи“... и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником». Также он заявлял: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».Красавчег)))).Хохотала от души)))).Еще умилило:хотел вызвать Чехова на дуэль,да не вызвал))).Трус и прелюбодей!)))).Я б на месте Чехова с ним больше не то,чтоб дружить,в его сторону не посмотрела бы)))
Моя версия: литераторам так же нужны натурщики, как и художникам. Чехов задумал рассказ о "попрыгунье", которой было скучно с мужем и она стала от нечго делать брать уроки живописи. Отношения между персонажами он наполнил впечатлениями от Левитана и Кувшинниковой, которых имел возможность наблюдать; персонажи стали более жизненными. Как-то так.
Зауважал Чехова еще больше.
Не, ну я бы понял возмущение любовничков, если б это была клевета и они на самом деле только учились рисовать и пили чай. Но раз факт неоднократной измены был, чего скандалить?

Похожее
18 остроумных твитов, про которые хочется сказать: «Ха-ха, в точку»

12 обожаемых нами продуктов, к которым равнодушен весь остальной мир

12 барышень сделали яркий маникюр сами, а мы не можем поверить своим глазам

16 портретов, которые получились настолько атмосферными, будто это сцены из кино

13 человек, которые после 40 засияли как никогда раньше

12 подсказок от кинорежиссеров, которые поначалу от нас ускользнули

15 человек, которые с годами расцвели, словно розы в саду

18 фото «до и после», которые доказывают, что уборка —это почти магия

17 исторических личностей, которых мы и не узнали бы, если бы встретили сегодня в обычном супермаркете

18 историй о жизни в многоквартирном доме, которые тянут на сериал

19 человек, которым такой отель попался — закачаешься

18 исторических личностей, которых из-за кино и портретов мы представляли себе неправильно
